Часто задаваемые вопросы

Небольшой список ответов на часто задаваемые вопросы

Что нужно для старта в тендерах?

Для большинства новичков алгоритм начала участия в госзакупках не понятен и не известен. Попробуем рассказать все кратко и понятно.
Анализ ниши. Наша цель – выяснить частоту и периодичность закупок (месяц, квартал, год); среднее снижение цены; конкурентов (плюс количество участников в одном тендере); заказчиков; средние начальные цены. Вся информация доступна в Единой информационной системе.
Регистрация ООО или ИП. Но не стоит забывать, что участниками торгов могут быть и самозанятые, и физлица. Выбираем удобную и выгодную для себя организационно-правовую форму.
Открытие расчетного и специального счетов. Удобно это сделать в одном банке. Банк должен входить в число уполномоченных.
Получение электронной цифровой подписи (ЭЦП). Делается подпись в любом удостоверяющем центре.
Регистрация в ЕИС и на 8ми Федеральных ЭТП. На каждом этапе наша компания рада предложить Вам помощь!
Делегируя участие в тендерах опытным специалистам, Вы экономите свое время.

Кто может участвовать в тендере?

В 44-ФЗ и 223-ФЗ сказано, что в тендерах могут участвовать физические, юридические лица и ИП.
Но у физических лиц есть ряд ограничений при участие, а именно:
- закупки для субъектов малого предпринимательства, здесь участие принимают только юрлица и ИП;
- лицензия на определённый вид деятельности (например, охранная деятельность, экспертиза промышленной безопасности). Лицензии выдаются только юрлицам и ИП.
- членство в СРО (саморегулируемые организации), куда вступать могут только юрлица и ИП. СРО требуется для работ по строительству, техническому обследованию, проектированию, инженерным изысканиям.
Есть еще один важный нюанс: при заключении контракта с физлицом, заказчик обязан уплатить за него налог НДФЛ, это означает, что на руки исполнитель получит сумму на 13% меньше, чем указанно в контракте (цена контракта -13%).
Шансы на победу есть у всех!
Основная задача при подаче документов на тендер- это предложить лучшую цену и необходимый пакет документов.
Для заказчика главное значение имеет цена и качество, а кто будет поставщиком услуг, это второстепенно.

Какие нужны документы для участия в госзакупках по 44-ФЗ

С каждым годом участников торговых процедур на право получения госконтрактов становится больше. Участие в тендерах не только один из способов получения прибыли, но и один из факторов формирования имиджа деловой репутации компании.
У новичков, особенно тех, кто пытается сам разобраться в системе торгов возникает много вопросов.
Один из основных – «Какие необходимы документы для регистрации в Единой информационной системе (ЕИС) и для участия в закупках (речь идет о закупках по 44-ФЗ)»?
Так как основными участниками торгов являются юридические лица (юрлица), индивидуальные предприниматели (ИП), рассмотрим список необходимой документации для этих субъектов:
Начнем с юридических лиц (ООО):
1. Выписка из ЕГРЮЛ (заказать можно с сайта egrul.nalog.ru). Выписка должна быть выдана не позже, чем за полгода до даты подачи заявления. Рекомендовано каждые полгода обновлять ее на электронных торговых площадках, во избежание конфликтных ситуаций с Заказчиком;
2. Копия Устава организации - цветная копия всего документа, включая лист сшивки;
3. Учредительный договор– цветная копия всего документа полностью (если имеется);
4. Свидетельство о постановке ЮЛ на учет в налоговом органе (ИНН организации);
5. Свидетельство о Гос. регистрации ЮЛ (с 1.01.2017 заменен на «Лист записи ЕГРЮЛ»);
6. Копии документов, подтверждающих полномочия лица - решение/протокол о назначении директора на должность или о продлении его полномочий, решение о назначении главного бухгалтера (если есть в штате). Документы должны быть актуальными на текущую дату;
7. Цветной, качественный скан всех страниц паспорта собственника/собственников.
8. Решение об одобрении крупной сделки (цветной скан с подписью и печатью директора). Необходимо указать срок действия, если его нет, то документ действует в течение года с момента принятия. За просроченное решение Заказчик имеет право отклонить участника.
Индивидуальные предприниматели:
1. Выписка из ЕГРИП – аналогично юрлицам;
2. Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
3. Цветной, качественный скан всех (полностью) страниц паспорта ИП;
4. Свидетельство о Гос. регистрации ИП (с 1.01.2017 заменен на «Лист записи ЕГРИП»).
Изучение извещения и документации о закупке – 80% Вашего успеха. Здесь описано подробно техническое задание, условия оплаты, информация об обеспечении заявки, исполнения контракта, гарантийных обязательств, сроки поставки/выполнения работ/оказания услуг.
Так же в документации содержится информация о документах, которые запрашивает заказчик. Кроме перечисленных выше документов, организатор торгов вправе запросить:
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, о применении национального режима (ст. 14 44-ФЗ);
- подтверждение квалификации участника;
- заверенные копии лицензий на определенные виды деятельности;
- заверенные копии документов, подтверждающих членство в СРО.
Это был список документов для участия в госзакупках по 44-ФЗ. Список документов для участия в торгах по 223- ФЗ значительно больше.

Как выбрать электроную цифровую подпись?

Где приобрести?
В любом удостоверяющем центре Вашего города. Здесь просто, где дешевле, там берите. Обратите внимание на техподдержку: она должна быть и иметь удобный график работы для Вас.
Какую именно?
Тут зависит от Вашего вида деятельности и возможно, заказчика. Разберём подробно.
Для участия в торгах необходима усиленная квалифицированная подпись.
Есть стандартная ЭЦП для участия в торгах по 44-фз, 223-фз и коммерческих торгах. Имена дает возможность участия во всех процедурах по 44-фз.
Что касается тендеров по 223-фз и коммерческих торгов, здесь заказчики в праве устанавливать свои требования к электронной подписи. Это указано и в самом 223-фз. Большинство электронных площадок предпочитают использовать именно квалифицированные усиленные подписи.
Есть нюанс: на некоторых площадках работает только ЭЦП со специальным платным расширением — OID-ом (которого нет в стандартной ЭЦП). Какую подпись принимать, решают сами торговые площадки. Например, стандартную ЭЦП принимают коммерческие секции площадок Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, РТС тендер. А подпись с OID-ом — B2B-center и Фабрикант. Исходя из этого можно заказать одну квалифицированную подпись и добавить в нее все необходимые OID-ы.
Совет: проанализировать тендеры по Вашей нише по 223 Федеральному закону и коммерческим торгам, узнайте у интересующих Вас заказчиков на какой ЭТП они публикуют тендеры и принять решения о необходимости доплаты за OIDы.
Возможно, Вы обойдётесь стандартной усиленной цифрой подписью.

Для чего необходим спецсчет для торгов?

С 1 октября 2018 года госзакупки перешли на новую систему обеспечения заявок и поставщикам для участия в тендерах необходимо открыть специальный счет.
Спецсчет — это расчетный счет, открытый в одном из утвержденных правительством РФ банком. Здесь поставщики должны держать деньги для обеспечения заявок в госзакупках. По обращению торговой площадки (где проходит закупка), банк будет блокировать и разблокировать деньги для обеспечения заявки.
Восемь федеральных ЭТП и площадка для закрытых закупок АСТ ГОЗ работают со всеми банками, вошедшими в правительственный перечень. Следовательно, поставщику достаточно открыть один специальный счет для участия в госзакупках на всех площадках.
Если у вас уже открыт расчетный счет в одном из утвержденных правительством банков, то его можно использовать как спецсчет, Вам только останется подписать дополнительное соглашение с банком. Перечень утвержденным правительство банков можно посмотреть здесь.

Выйграли тендер. Что делать дальше?

Ура, прошла закупочная процедура и Вас признали победителем!
Что делать дальше?
Тема важная, поскольку незнание алгоритма действий и различных нюансов может привести к РНП и прочим «радостям».
В течение 5 к. д. заказчик обязан направить вам на подписание проект контракта. Уведомления поступят на email и в личный кабинет на ЭТП. Главная задача – не пропустить!
Перед подписанием контакта убедитесь, что условия полностью соответствуют тем, что были в проекте контракта в составе документации. Заказчики иногда допускают несоответствия. Что делаем?
Если несоответствие малосущественное (ошибка в реквизитах) - составляйте протокол разногласий и направляйте заказчику. Если несоответствие существенное (сроки исполнения, цена контракта, объемы и т.д.), здесь повод обратиться в ФАС.
На подписание контракта (направление протокола разногласий) у вас есть 5 к.д. Подписывая контракт, вы соглашаетесь со всеми его условиями!
С подписанным контрактом нужно предоставить обеспечение исполнения контракта (ОИК) – если предусмотрено.
Вносится ОИК двумя способами:
- денежные средства переводятся на указанный заказчиком счет (предоставляется платежное поручение).
- предоставляется в адрес заказчика БГ.
С БГ могут возникнуть проблемы. На ее получение требуется время, она должна соответствовать требованиям заказчика. Если Вы не успеете предоставить БГ в установленный срок или предоставите БГ, не соответствующую требованиям, то по закону Вы будете признаны уклонившимся от заключения контракта.
Резюмируя:
Позаботьтесь о получении БГ заранее. На этапе приёма заявок рекомендую запросить различные предложения. Анализировать на предмет соответствия макет БГ, который банк пришлет вам на согласование прежде, чем окончательно оформит.Требования к БГ заказчик указывает в документации.
Важно подчеркнуть еще один момент – подавая заявку на участие, Вы соглашаетесь со всеми условиями. В случае победы должны подписать контракт, поэтому к подаче заявок нужно относится серьезно.С момента, как заказчик подписал контракт со своей стороны, он считается заключенным.
Если Вы все сделали правильно, то можете приступать к исполнению контракта!